Жизнь между Майданами. Спецкор «АиФ» — о трёх днях, проведённых в Киеве

10.01.2018

Киев встречал новый год тревожно. И хотя устроенный Саакашвили «Михомайдан» под занавес 2017-го так и не привёл к свержению Петра Порошенко, страсти в столице Украины окончательно не улеглись.

Незадолго до праздников в Киеве побывала спецкор «АиФ».  

Ехать боялась. После майдана город сильно изменился. Цветовая гамма, настроение, запахи — всё стало другим. Раньше ты вольготно гулял по Крещатику или Андреевскому спуску, открыто общался с людьми. Теперь напряжённость — даже в воздухе. Каждое слово приходится взвешивать, оценивать ситуацию: можно ли подойти к этому человеку, уместна ли в разговоре с ним ирония.

«Пальцы в кулечек». Как россияне будут ездить на Украину в 2018 году

Коллеги советовали: «Ни в коем случае не говори, что ты журналист». Пришлось «забыть» дома и удостоверение, и профессиональную фотокамеру. Однако пограничники в ­аэропорту не удосужились спросить даже формальное: «Цель поездки?» Говорят, некоторых тормозят, допрашивают «боеспособных» мужчин. Но я такого пристрастия не заметила.

В очередь за «Лексусом»

«Машины взрывают, людей в ресторанах расстреливают, в общем, неспокойно», — выдохнул на вопрос «Как жизнь?» с виду совсем не мрачный таксист Сергей. Времени на разговоры было вдоволь, даром что после таких слов хотелось развернуть машину обратно в сторону ­аэропорта. 10 км от «Жулян» мы преодолевали с черепашьей скоростью, большую часть пути продираясь по городским проб­кам. А сорокакилометровый путь от «Борисполя», говорят, автомобили просто пролетают. Имейте это в виду при покупке билета в «самостийную»!

К слову, перелёт Москва — Минск — Киев и обратно порой дешевле поезда. И при этом — огромное количество рейсов. 

Добраться до украинской столицы не фокус. Проблема — перемещаться по ней. Метро забито практически всегда. Поездка — 5 гривен (меньше 11 руб.). В каждой кассе объявление: «Один жетон в руки». К счастью, дело не в дефиците — просто жетоны уступают место картам.

Очень много рекламы. Видео­ролики можно смотреть даже на стене во время ожидания поезда. На каждом эскалаторе — плакат с призывом верой и правдой послужить Родине. Тут же — афиша концерта Бориса Гребенщикова и реклама пособия по практической психофилософии одного из моих учителей — Андрея Максимова. «Помоги другому — и твоя жизнь изменится к лучшему» — хорошо, если бы это утверждение Андрея Марковича люди брали на вооружение.

— Официально количество жителей за три года не сильно изменилось, фактически же намного выросло, — считает киевлянин Дмитрий. — Столичное население разбавилось приезжими, и поначалу это было очень заметно.

Правда, ни выходцев с Кавказа, ни гастарбайтеров из Средней Азии на улице не видно. Ощущения, что ты вышел из подъезда и попал в кишлак, нет. Это сразу бросается в глаза. Даже на рынке один узбек с сухофруктами — на десятки украинок с мясом и творогом.

Какой язык до Киева довёл?

А вот «мову» в Киеве теперь слышно отлично. На русские вопросы мне отвечали на украинском. Хотя исторически Киев не говорит по-украински, да и в остальной стране (за исключением западных областей) русский тоже всегда был в ходу. Даром что всё делопроизводство на «мове», вывесок на русском нет, если не считать слова, на обоих языках звучащие одинаково: ресторан, супермаркет, театр, вокзал…

— В ресторане или ночном клубе вы «мовы» не услышите. Хотя я с детьми общаюсь дома по-русски, жена — по-украински, даже когда сидим в одной комнате. Но люди, говорящие по-украински в метро и на улицах, — чаще не киевляне. Кто-то приехал из Донецка и Луганска. Люди оставили там квартиры, дома, а здесь снимают жильё. Много выходцев из Западной Украины.

Люди перебирались с имуществом, автомобилями — отсюда дикие пробки и отсутствие парковочных мест. Здравомыслящие в центр уже не ездят. 

— Стоянки всегда были платными, потом парковщиков как коррупционную составляющую убрали, но не в этом дело, — делятся автомобилисты. — У нас, как видите, дозволено и тротуаром пользоваться. Только и там «дырку» не найдёшь, долго придётся ездить кругами.  

В торговых центрах парковка может быть бесплатной первый час. Или совсем «халявной», если вы сделали покупку на определённую сумму.  

На городских магистралях бросается в глаза огромное количество машин с номерами Латвии и других стран Евросоюза. На Украине ввозные пошлины на импорт едва ли не выше, чем в России, а пригнанные из Прибалтики авто разрешено целый год не растаможивать. 

— Машину можно привезти из любой страны, но, чтобы её не растаможивать, она должна числиться там за юрлицом или быть на доверенности, — объясняют мне знатоки. — В Германии вы такое не провернёте, а Прибалтика на подобные фокусы идёт. Это бизнес: весь скупленный европейский хлам едет на Украину, и его у нас уже чересчур много. 

«Жигули», к слову, встретились всего пару раз. Интереса к ним нет — в стране выпускают «Дэу», «Шевроле», работает и родной ЗАЗ. Причём автомобили средней ценовой категории всегда в наличии в салонах. А захотите вы купить новый «Лексус» — придётся постоять в очереди. Месяц, а то и два. Иные считают зазорным ездить на машине, если подобных в городе больше пяти штук. Когда такое рассказывают в Ереване, это кажется естественным, но в Киеве — как-то не очень. Тем более что дороги на Украине, по мнению жителей, ужасные. «Танки бы не прошли точно!» — шутят здесь. Хотя ситуация вроде бы меняется. Нужно где-то построить дорогу — сначала там возводят асфальтовый завод, потом берутся за укладку. 

— Дорогами в городе стали заниматься, когда мэром стал Кличко, — говорит менеджер крупной компании Евгений. — Прямо на глазах всё меняется, везде активное строительство, лет 25, наверное, такого не было. 

Вооружены и опасны?

Строительство дорог — это хорошо. Особенно когда «в королевстве всё тихо и складно». Но в правдивости слов таксиста пришлось убедиться сразу — в день моего приезда под Киевом подорвался на гранате в своей квартире 35-летний участник АТО. Потом полсотни молодчиков закидали дымовыми шашками кафе — говорят, обнаружили там нелегальное игровое заведение  (лет пять назад в Киеве при пожаре в игорном доме погибли люди, после чего казино в стране запретили). 

За несколько дней до этого в стриптиз-клуб бросили взрывные пакеты, совершено нападение на офис госоператора лотерей. И это днём, в центре столицы! Гулять поздно вечером я не решилась. Освещение даже у Золотых ворот больше похоже на затемнение. Кажется, кругом экономят. Даже в гостинице полумрак не только в холле, но даже в ресторане утром, за завтраком. Не припомню, чтобы где-то было подобное.

Экономика Украины: из космической державы в территорию с набором ресурсов

— Это вам после Москвы кажется, что у нас тускло, — улыбается Ярослав, всю жизнь проживший в Киеве. — Мне-то кажется, что в Москве слишком ярко. Пожалуй, у нас город так светится только на Новый год и Рождество. Но опасно ли сейчас в Киеве?.. С одной стороны, нет такого, что мы сидим в кафе, кто-то зашёл и начал стрелять. С другой стороны, оружия у населения очень много. Вы даже не представляете сколько! Хотя официально купить его нельзя. Всё привезено из зоны боевых действий. 

Людей уже не удивляет, что у кого-то припрятан пистолет или автомат. Такая ситуация, говорят, будет ещё долго. Но взрывы и обстрелы — это в основном разборки. Хотя делить, как в 1990-е, уже нечего. Так, было совершено покушение на депутата Рады Мосийчука. Вышел из офиса телекомпании, а у входа — мотоцикл с бомбой. Депутата ранило, проходившие мимо парень и девушка погибли. 

— Застрахованы мы от таких случаев или нет, тем не менее чувствуем себя вполне спокойно, — делает неожиданный вывод Ярослав. — Да, ситуация ненормальная, да, такого никогда не было. Но мы уже к подобным вещам привыкли, можно сказать, уже иммунитет выработался.

Хватает ли украинским пенсионерам денег на «коммуналку», почём картошка на рынке и квартира в новостройке Киева и что говорят люди о возможном разрыве дипотношений с Россией — об этом читайте в ближайших номерах «АиФ».

Источник

Комментариев нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семь − 4 =